О мандолине в целом (разновидности, приёмы игры, "родственники", аудиозаписи-миниатюры в моём исполнении)



МУЗЫКА В МОЕЙ ЖИЗНИ:  С юных лет с помощью отца и двоюродного брата научился играть на мандолине и аккомпанировать на семи- и шестиструнной гитаре.неравнодушен я также к губной гармонике и блокфлейте. Когда я рос, мы частенько устраивали семейные дуэты. Нотной грамотой овладеть не довелось ни моему отцу, ни мне, хотя по словам окружающих, даже профессиональных музыкантов играли и играем мы неплохо. На этой страничке я попытаюсь Вам рассказать не только о мандолине, но и о её некоторых "братьях" и "сёстрах", которые живут и здравствуют на разных и континентах.
С 2014 года по настоящее время играю на мандолине в Вокально-инструментально-хореографическом ансамбле "Восход" при Храме Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского (недавно освоил "Мелодику" и готовлю номера с исполнением на этом инструменте:

  • С.Ирадье "La Paloma" (НОВОЕ!)
  • "El Condor Pasa "(НОВОЕ!)
  • Луиз Бонфа «Утро карнавала» (со вставкой на мелодике) (НОВОЕ!)



    Всегда искренне Ваш ЕВГЕНИЙ БЫКОВ. Объединяет эти инструменты то, что они имеют сдвоенные струны, звук из них извлекают плектром-медиатором, и основной приём игры на них- "ТРЕМОЛО"-повторяющиеся звуки, сливающиеся в один при быстро чередующихся, ритмичных ударах медиатора.
    Сведения о разных "мандолинах" и рисунки инструментов, я взял из "Музыкальной энциклопедии", которую представляет на своём сайте народный ансамбль "Гренада".
    МандолинаМАНДОЛИНА- щипковый струнный инструмент, который создали итальянские музыканты 17 века, упрощая ЛЮТНЮ. После своего появления мандолина стала очень распространённым инструментом в Европе, России и других странах. В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине 18 века итальянцами, греками, испанцами, французами. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём "Толковом словаре русского языка": "Мандолина- это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком."
    В современном виде мандолина имеет 4 парные струны, настроенные ПО СКРИПИЧНОМУ (ми-ля-ре-соль) и характерный "лютнеобразный" овальный корпус. Играют на мандолине- медиатором (плектром). Корпус с округлой нижней декой (НЕАПОЛИТАНСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ) дает сильный звук с мягким тембром звучания. Инструмент с "плоской" нижней декой (ПОРТУГАЛЬСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ), в недавнем прошлом широко распространенный на просторах бывшего СССР звучит РЕЗЧЕ. Ныне мандолина стала довольно редким инструментом, но это не должно быть причиной забвения>>>>>>>>>>>>ОБСУДИТЬ ЗДЕСЬ
    НАСТРОЙКА МАНДОЛИНЫ: 2-я струна настраивается в унисон с камертоном "ЛЯ"; 1-я струна должна звучать в унисон со второй, прижатой на 7-ом ладу; 3-я струна, прижатая на 7-ом ладу, настраивается в унисон со 2-ой; 4-я струна, прижатая на 7-ом ладу, настраивается в унисон с 3-ей.(NB!струны мандолины парные!)

    СТРУНЫ МАНДОЛИНЫ ДОЛЖНЫ ЗВУЧАТЬ ТАК: E(МИ) A(ЛЯ) D(РЕ) G(СОЛЬ)
    ПЛЕКТР(МЕДИАТОР)-пластинка из кости или пластических масс. Ей извлекается звук на мандолине. Он должен быть достаточно прочным и упругим, учитывая сильное натяжение струн мандолины. Чтобы плектр "ходил" по струнам плавно, без "зацепов", что очень важно при исполнении быстрых пассажей, у него должны быть сточены с обеих сторон-"ФАСКИ", под углом 45 градусов.
    ПОСАДКА ИСПОЛНИТЕЛЯ- свободная, непринуждённая. Шейка грифа мандолины несколько приподнята к левому плечу. Четыре пальца левой руки ЗАКРУГЛЕНЫ и СТРОГО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО, подобно молоточкам опускаются на гриф мандолины, прижимая струны к ладам. Кисть правой руки, держащая плектр большим и указательным пальцами, располагается ПАРАЛЛЕЛЬНО натянутым струнам выше подставки. Ноги положены одна на другую или находятся при посадке рядом.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ НА МАНДОЛИНЕ:

    "СТАКАТТО"(ШТРИХ)-исполнитель держит плектр в правой руке большим и указательным пальцем. "Удар" по струне производится "сверху-вниз" или "снизу-вверх". Важно следить за тем, чтобы не происходило зацепления за соседние струны и не было застревания между парными струнами. "ОЧЕРЕДНОЙ ШТРИХ"- исполняя мелодию на одной или разных струнах, удары плектром выполняются ЧЕРЕДУЯСЬ, "вверх-вниз". Необходимо следить за ритмичностью ударов и исключить "зацепление". Изучение "очередного штриха" необходимо начинать в очень медленном темпе, постепенно убыстряя.
    "АККОРДЫ"- гармоничные созвучия. Звуки, взятые на разных струнах, звучат как бы "ХОРОМ". Аккорды бывают мажорные и минорные. Схемы (АПЛИКАТУРЫ) аккордов мандолины здесь. Играют аккорды так: левой рукой прижимают заданные струны на заданных ладах; правой рукой производят удар медиатором по нужным струнам "вверх" или "вниз". Следите за тем, чтобы пальцы левой руки, прижимающие струны на нужных ладах не "глушили" соседние струны. В работе правой руки следите за "упругой плавностью".
    "ТРЕМОЛО"-визитная карточка мандолины и её "родственников". Суть этого приёма в быстром, многократном повторении одной ноты, при котором извлекаемые звуки как бы "сливаются в один".Исполняется быстро следующими друг за другом, РАВНОМЕРНЫМИ, СТРОГО РИТМИЧНЫМИ ударами плектра "вверх-вниз". Приём сложный для исполнения и начинать его изучение нужно после усвоения "очередного штриха", начиная изучение с МЕДЛЕННОГО ТЕМПА, ПОСТЕПЕННО УБЫСТРЯЯ. ИЗБЕГАТЬ "ЗАЦЕПЛЕНИЯ" И "ЗАСТРЕВАНИЯ"!
    "ЛЕГАТО"- слитное исполнение нескольких звуков. После того, как правой рукой взят звук на струне, прижатой пальцем левой на заданном ладу, другие пальцы левой руки быстро прижимают другие заданные лады. Это нужно делать пока не произошло ЗАТУХАНИЯ ПЕРВОГО ЗВУКА исполняемой музыкальной фразы!
    "ТРЕЛЬ"- быстрое повторение чередующихся "верхней" и "нижней" извлекаемой ноты. Два пальца левой руки быстро чередуясь прижимают струну на заданных ладах.
    "ВИБРАТО"-вибрирующий звук. Его добиваются путём колебательного ("дрожащего") движения пальца левой руки, прижимающего струну на заданном ладу. Или, взяв заданный звук правой рукой на неприжатой ("ОТКРЫТОЙ") струне, одновременно покачивая левой рукой шейку грифа.
    "ГЛИССАНДО"-скольжение. После того, как первый звук взят правой рукой, палец левой руки, прижимавший струну на заданном ладу для извлечения первого звука, СКОЛЬЗИТ "вверх" или "вниз" по грифу к следующему ладу. Глиссандо производит красивый эффект "скользящего", певучего звука.

    Для ОСВОЕНИЯ МАНДОЛИНЫ ПО НОТАМ можно воспользоваться самоучителем М.Л.Маранцлихта, который выложен здесь в виде трёх ZIP-файлов:
    Часть I Часть II Часть III
    (Сердечно благодарю Юрия с сайта "На курьих ножках" за титаническую работу по сканированию и архивированию!)Пособие старое, 60-х годов выпуска, но очень неплохое для обучения началам игры, как по нотной, так и по ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ. И ВСЁ ЖЕ, НИЧТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ОБУЧЕНИЕ ПУТЁМ ПОДБОРА ПО СЛУХУ И ИМПРОВИЗАЦИИ! При достаточном развитии слуха и приобретении устойчивых навыков игры можно даже пытаться"СНИМАТЬ", т.е. играть в "ансамбле" с конкретными исполнителями включив аудиозапись,радио, телевизор.
    Mandolin-Cafe (всё о мандолине англ. язык) Здесь можно взять ТАБЛАТУРЫ (цифровая система записи с использованием номеров струн и ладов) с midi-файлами мелодий
    МЕЛОДИКА (мелодион, пианика, мелодихорн, клавиетта)-Интересный "гибрид" аккордеона (фортепианная клавиатура 27-37 клавиш) и мундштучных духовых инструментов. Звук извлекается путём выдувания воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш на клавиатуре, которые открывают клапаны для прохождения воздушной струи через язычки. На выходе - звучание, подобное САКСОФОНУ. Моё исполнение на мелодике в сопровождении аккордеона:


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ваши покорные слуги, Евгений Быков (гармоника-мелодион); Дмитрий Новик (гитара) в составе группы "Парадокс"

Популярная в прошлом песня ВИА "Машина времени" "Скачки"